В США умерла писательница-фонтаст Урсула Ле Гуин последние сведения. Эксклюзив.

Прожив 88 лет, 22 января умерла Урсула Ле Гуин, литературный мир потерял талантливого писателя, поэтессу, литературного критика


— Я вижу, что наступают очень непростые времена, когда нам захочется услышать голос писателей, видящих альтернативу тому миру, в котором мы живем сейчас. Голос тех, кто сможет вырваться за шаблоны общественного сознания, увидеть иную реальность, увидеть мир на шаг впереди, преодолеть все эти страхи и фобии, коими болеет общество. Да, будут востребованы те, кто еще помнит о свободе. И кто понимает разницу между товаром широкого потребления и произведением искусства.

Вообще 80-е годы в СССР характеризуются почти повсеместной общей леностью и небрежностью в труде. Рабочий на автозаводе ВАЗ забивал в машину «Ладу» болт молотком, потому что так удобнее, а братьям-литераторам Стругацким было лень «причесывать» собственные тексты, до того плоховато и небрежно они написаны.

Однако БГ не упускал случая порой показать, что он не меняется. Та же хитринка в глазах, те же задумчивость и непростые формулировки. Он ответил то, что считает нужным, а вы думайте, что он такого хотел сказать. Вот, к примеру, на вопрос — считает ли он  себя счастливым человеком.

Причина смерти Урсулы Ле Гуин подробности. Главные новости.

Ле Гуин всегда отличалась стилем написания своих произведений, умела создать в своих романах смесь науки и фантастики. За свою творческую карьеру получила немало литературных премий, среди которых: “Хьюго”, “Небьюла”, “Локус”, Национальная книжная премия США.

От бесконечных сравнений с великим писателем Ле Гуин спас другой ее роман — «Левая рука тьмы» (1969). В нем рассказывается о планете, населенной необычными существами, которые способны менять пол в течение жизни. Это произведение закрепило успех писательницы и подарило ей две литературные премии — «Хьюго» и «Небьюла».

Разумеется, приобрести там зарубежную фантастику, тем более американскую, было совершенно невозможно. Но парадокс — Советский Союз при этом экспортировал книги на русском языке в страны социалистического лагеря. Ну а чехи, явно и видимо, читать на русском в те годы не очень-то хотели, и дефицитные в СССР издания свободно лежали на прилавках книжных лавок социалистической чехословацкой столицы.

Подводя итоги, вспомню, как в начале 2000-х устроил в своей библиотеке «чистку». Накопившиеся за 90-е годы книги Хайнлайна, Желязны, Саймака я отдал оптом скупщику-букинисту (в те годы старые книги еще стоили денег, пусть и небольших). В моем же книжном шкафу осталось совсем немного американской научной фантастики: два тома Ле Гуин (весь ее «Хайнский цикл»), том с романами Филиппа К. Дика и растрепанный пейпер-бэк Айзека Азимова об «Основании».

Чем болела Урсула Ле Гуин новые подробности. (обновлено).

Урсула давно и много переводилась на русский, ее книги были востребованы и даже в какой-то момент модны, другой вопрос — в каком качестве она до нас доходила? О переводах и смыслах свое мнение высказывает писатель Сергей Лукьяненко:

Писательница появилась на свет в 1929-ом году в Калифорнии, обучалась в Колумбийском университете и в столице франции по Фулбрайтовской стипендии, где повстречалась со своим мужем Шарлем Ле Гуином. Североамериканская библиотека конгресса назвала Ле Гуин живой легендой в далеком 2000 г за ее существенный вклад в культурное наследство Америки. Урсула занималась воспитанием 2-х дочерей и сына.

Таким образом, книжка Ле Гуин была приобретена, провезена через пару госграниц и попала ко мне в руки. На задней обложке томик еще хранил чернильный штамп — сколько в чехословацких кронах стоило издание.

«Вы знаете, у меня есть колоссальная роскошь — я себя никем не считаю и вообще о себе не думаю. Есть боле интересные темы,  поэтому о  себе ничего сказать не могу». 

Причем неслучайно я поставил Урсулу Ле Гуин в этом списке на первое место — она моя любимая писательница-фантаст. А, если точнее, фантастка. И вот, она ушла. Если есть жизнь после смерти, то, верю, она находится в одном из созданных ею миров. Читайте и мечтайте с Урсулой Ле Гуин!

— Конечно, это очень скорбное известие, — говорит Виктор Ерофеев, — она всё делала правильно. И останется с нами в своих книгах. Суть в том, что в литературе всё определяет талант, а не жанр. Бывает так, что один жанр затмевает другой, а тот другой бурно протестует, что мы и наблюдаем в ее речи, но талант всегда пробьется. Как пробилась сама Урсула Ле Гуин. Она многожанрова. Можно быть реалистом, заниматься фэнтези или писать детскую литературу, — всё это будет в копилку общечеловеческих ценностей, которую Урсула пополнила.

В романе Ле Гуин первый посланец планет Ойкумены (содружества миров) Дженли Аи из-за интриги, выстроенной против него, выезжает из королевства Кархайд в комменсалию Оргорейн, где могущественная спецслужба САРФ (можно понять, что за организация послужила прототипом) отправляет его на северную «добровольческую ферму» (в концлагерь).

Урсула Ле Гуин краткая биография детальная информация. Последние подробности.

И в текстах Урсулы была поэтика, но передать ее сложно. Малые ее вещи можно найти с хорошим переводом, а какие-то большие, программные — переведены посредственно. Вот тут коллега рядом — издавал собрание сочинений Урсулы Ле Гуин, и он с иронией говорит, что знаменитая «Левая рука тьмы» должна быть правильнее переведена как «Изнанка тьмы». Но у нас перевели буквально, в таком виде и прижилось. Что имеем…

В конце 1960-х Ле Гуин задаёт правила нового жанра, который через двадцать-тридцать лет вспыхнет уже в массовой литературе

Борис Гребенщиков признаётся, что любит критику, потому что только в ней можно чему-то научиться. Но у попытавшегося его покритиковать за пропаганду алкоголя в своем творчестве журналиста, так ничего и не вышло.

Иного рода у неё и фэнтези. Её Земноморье (целая эпопея, шесть книг, пять романов и сборник рассказов), где тоже люди, магия и драконы, кажется, хотя бы названием продолжает Средиземье Толкина. Но нет, с первого романа, «Волшебник Земноморья» (1968), выруливает в другую сторону, не в средневековые легенды о короле Артуре и кельтскую мифологию, а в словно параллельный нашему сказочный мир. И не просто выруливает, а задаёт правила нового жанра, который через двадцать-тридцать лет вспыхнет уже в массовой литературе. Мальчик-полусирота с врождённым талантом к магии попадает в школу магов. Чудовища из мира мёртвых, «истинное имя» (тайные знания, тайная речь), разделение магов на светлых и тёмных и т. д. и т. д. Хотя Роулинг, вслед за которой о мальчиках- и девочках-магах и школе магов стали писать тысячи, и не называет Ле Гуин, говорит лишь о влиянии Толкина, и так всё очевидно. 

Было б не так, если бы Ле Гуин работала в массовой литературе: попроще стиль, поменьше подтекста, побольше заговоров, интриг, драк на лазерных мечах — фантастика располагает к такому и сильно, сильно тяготеет. У Ле Гуин же недостача экшена компенсируется характерологией, описанием ситуаций, событий, конфликтов, диалогами и внутренними монологами, где человек, или существо, проявит себя — но перед тем задумается. Может, проявит и не так, как сам хочет, вернее, как нам кажется, что хочет. Читатель обычной фантастики, поначалу немного сбитый с толку, недовольный, переключается на эту другого рода интригу, постепенно втягивается. И это далеко не единственное «другого рода» у Ле Гуин. 

Одна из столпов фэнтези и фантастики, Ле Гуин стала известна благодаря «Хайнскому циклу» и «циклу о Земноморье». Она не один раз получала самые престижные премии в области фантастики — премии «Хьюго» и «Небьюла». Большей популярностью пользуется цикл из 6-ти романов Ле Гуин о вымышленном мире Земноморье.

Отличительными чертами творчества Ле Гуин являлась его гуманитарная составляющая: в ее книгах, будь то фэнтези или фантастика, на первый план выходили не магия или технология, а психология героев. При этом собственно фантастические черты всегда работали именно на раскрытие образов персонажей, как это происходило в одной из наиболее известных книг «Хайнского цикла» — «Левой руке тьмы», в которой жители планеты Зима меняли пол в разные периоды своей жизни.

Стивен Кинг называл Ле Гуин не просто научно – фантастической романисткой, а иконой американской литературы.

«Комменсалией, или сотрапезничеством», поясняет нам писательница, называлась как сама страна, так и ее отдельные части и органы. Сравните с Soviet, который, как мы знаем, был и всем Союзом сразу, и одновременно первичной территориальной организацией страны — сельсоветом, например.

Произведение повествует о неудачной колонизации и хищнической эксплуатации землянами планеты, населенной мохнатыми людьми — пискунами — существами, обладающими врожденной способностью видеть осознанные сны. Жили они на планете Новое Таити, сплошь покрытой лесами. Древесину земляне планировали освоить и вывезти к себе.

Скончалась Урсула Ле Гуин видео новости. Свежая информация.



Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Добавить комментарий